Форма входа

Категории раздела

Библиотека [2]

Поиск

Архив записей

Система сайтов

  • Школа медиатекста
  • Создание медиатекста
  • Branding в XXI веке
  • Теория прагматики
  • Мета теги

    Вера человеку Воодушевление Высокие ставки глупость Дон Жуан интерес неожиданная поддержка нечеловеческое окрыление Рок-н-ролл На свободу! Отклонения в поведении боец вызов импульс Освобождение от лишнего поток самодостаточность сила Страстность благородство вера дружба защитник искренность мечтатель надежда Прощение как понимание сострадание Злорадство Мятежность противник соперничество Странный и непонятный беспокойство Борьба за жизнь военный Измененное сознание Отлегло! Правда за нами Сверхъестественное страх Выбит из колеи Гэг Игра Неожиданный талант Остранение действия Оторва Яркое действие

    3D мета теги

    Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Суббота, 04.05.2024, 02:48
    Приветствую Вас Гость
    Главная | Регистрация | Вход | RSS

    Архетипы Менталитет Кино

    Понятие архетипа

    Понятие архетипа введено К.Г.Юнгом. В. Зеленский, в Словаре аналитической психологии дает следующее определение: «Архетипы (Archetypes; Archetyp) – класс психических содержаний, события которого не имеют своего источника в отдельном индивиде. Специфика этих содержаний заключается в их принадлежности к типу, несущему в себе свойства всего человечества как некоего целого. Эти типы, или "архаические остатки", Юнг назвал архетипами, используя выражение Блаженного Августина. Архетип происходит от латинского "типос" (печать, отпечаток) и означает определенное образование архаического характера, включающее мифологический мотив».

    Юнг указывает:

    «Человеческое тело представляет собой целый музей органов, каждый из которых имеет за плечами длительную историю эволюции, – нечто подобное следует ожидать и от устроения разума» (К. Г. Юнг. Аналитическая психология. Тавистокские лекции. СПб., 1994).

    Архетипы, по Юнгу, представляют собой подструктуру коллективного бессознательного в общей структуре психики человека. «Безмерно древнее психическое начало образует основу нашего разума точно так же, как и строение нашего тела восходит к общей анатомической структуре млекопитающих» (Человек и его символы. СПб., 1996. Далее ЧС).

    Автор медиатекста обязан понимать, что он может таким образом организовать содержание, что отдельные элементы этого содержания ВОПЛОТЯТ содержание архетипа, затронув резервуары глубинной психической энергии, создав СИЛУ ОТНОШЕНИЯ зрителя к содержанию текста.

    В. Зеленский отмечает: «Архетип является тенденцией к образованию представлений такого мотива – представлений, которые могут значительно колебаться в деталях, не теряя при этом своей базовой схемы. К примеру, существует множество представлений о враждебном существе, но сам по себе мотив всегда остается неизменным. Непредставимые сами, архетипы свидетельствуют о себе в сознании лишь посредством некоторых проявлений, а именно в качестве архетипических образов и идей. Это коллективные универсальные паттерны (модели, схемы) или мотивы, возникающие из коллективного бессознательного и являющиеся основным содержанием религий, мифологий, легенд и сказок. У отдельного человека архетипы появляются в сновидениях, грезах, видениях».

    В отличие от психоаналитика, которому важно проявление «незримых» мотивов в зримых образах, создатель медиатекста ставит другие задачи. Он должен СВЯЗАТЬ незримый мотив со зримым элементом содержания своего текста. Понятно, что это удается далеко не каждому автору, далеко не всегда и не в одинаковой степени. Однако сам МЕХАНИЗМ ПРОЕКЦИИ бессознательной энергии на образы кино (литературы, живописи) автор знать должен.

    Создатели медиатекстов, так же как писатели, кинематографисты, художники и другие деятели искусств, имеют своей целью воздействие на людей. Механизм воздействия не может не опираться на архетипы; по сути, это единственные объективируемые структуры бессознательного, через которые автор медиатекста способен управлять психическими процессами своей аудитории, их содержанием, добиваясь прогнозируемого эффекта.  

    Профессиональный создатель медиатекста обязан:

    а) понимать природу и уровни архетипического;

    б) знать архетипы своей аудитории на разных уровнях;

    в) понимать связь архетипа с эмоциями и чувствами людей.

    К.Г. Юнг в частности писал: "Архетип в себе <...> есть некий непредставимый наглядно фактор, некая диспозиция, которая в какой-то момент развития человеческого духа приходит в действие, начиная выстраивать материал сознания в определенные фигуры. Меня уже часто спрашивали, откуда берется архетип: приобретается ли он или нет. Ответить на этот вопрос прямо нельзя. По определению, архетипы суть некие факторы и мотивы, упорядочивающие и выстраивающие психические элементы в известные образы (зовущиеся архетипическими), но делается это так, что распознать их можно лишь по производимому ими эффекту. Они наличествуют предсознательно и предположительно образуют структурные доминанты психического вообще. Их можно сравнить с незримо, потенциально присутствующей в маточном растворе кристаллической решеткой. В качестве априорных обусловленностей архетипы представляют собой особый, психологический случай известного биологам "стереотипа поведения", наделяющего все живые существа их особыми специфическими свойствами. В ходе развития проявления подобного биологического основания могут видоизменяться, и то же самое может происходить с проявлениями архетипа. С эмпирической точки зрения, однако, архетип никогда не возникал в рамках органической жизни. Он появился вместе с жизнью. Архетип, где бы он ни появлялся, обладает неодолимой, принуждающей силой, идущей от бессознательного, и там, где действие архетипа осознается, его отличительной чертой является нуминозность".

    Создателям медиатекстов нет смысла ограничиваться узким психоаналитическим понятием архетипа, им важнее разобраться в более широком понятии «архетипического». Вслед за Юнгом, мы будем понимать под «архетипическим» детерменирующее начало, определенный стереотип поведения социального существа. В связи с этим, под архетипами, в нашем исследовании мы будем понимать более широкий круг явлений и содержаний, чем описан в классическом психоанализе.

    Собственно, такой же подход предлагает современная аналитическая психология. Так, по мнению В.В. Зеленского: «Архетипы узнаваемы во внешних поведенческих проявлениях, в особенности связанных с основными и универсальными жизненными ситуациями – рождением, браком, материнством, смертью, разводом, важной утратой или неожиданным обретением чего-либо. Теоретически возможно любое число архетипов».

    В любом случае, сколько бы ни было архетипов, не может быть ограничено количество "символов", "проекций", конкретных образов, представляющих архетип в действительности.

    Архетипы души по К. Г. Юнгу:

    Архетип

    Определение

    Символы

    Анима

    Бессознательная женская сторона личности мужчины

    Женщина, Дева Мария, Мона Лиза

    Анимус

    Бессознательная мужская сторона личности женщины

    Мужчина, Иисус Христос, Дон Жуан

    Персона

    Социальная роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем возрасте

    Маска

    Тень

    Бессознательная противоположность того, что индивид настойчиво утверждает в сознании

    Сатана, Гитлер, Хусейн

    Самость

    Воплощение целостности и гармонии, регулирующий центр личности

    Мандала

    Мудрец

    Персонификация жизненной мудрости и зрелости

    Пророк

    Бог

    Конечная реализация психической реальности, спроецированной на внешний мир

    Солнечное

    Если мы отходим от списка «классических» архетипов, допуская при этом, что число их может неограниченно расти, их поиск и исследование необходимо строить на основе структурного принципа. Создатели медиатекста должны научиться различать архетипы – в соответствии с их природой, способом реализации в медиатексте, сопряженностью с психикой той или иной целевой аудитории и другими ключевыми признаками.

    Соотношение конкретного символа с тем или иным архетипом может быть выполнено на основании анализа частоты использования данного символа-архетипа в культуре определенной нации. Высокая частота будет свидетельствовать об УКОРЕНЕННОСТИ конкретного символа-архетипа в менталитете, в коллективном бессознательном нации.